kcin_kcin (kcin_kcin) wrote,
kcin_kcin
kcin_kcin

Category:

Когда слепые маршируют... (1)

 

По просьбе  mkorneev'a выкладываю статью Бориса Ефимова из самого первого номера (а всего их было целых три!) отечественного журнала "Джаз", напечатанного в черно-белом варианте (но всё же с цветной обложкой) славной Мытищенской типографией и появившегося в Москве на самом закате интересного 1989 года. Итак..

Когда слепые маршируют...  
Борис Ефимов, «Джаз» №1, 1989 г.

 

О существовании джаза знает лишь ничтожная часть человечества. Ещё меньшей его части приходится слушать эту дряхлеющую музыку. Возникнув как музыка расового меньшинства, джаз никогда не переставал быть музыкой для немногих – но отнюдь не избранных. Урбанизированный фольклор космополитического, расово и культурно смешанного (креольского и негритянского) городского люмпен-пролетариата, получивший название «джаз», до сих пор не пользуется ни малейшей популярностью в аграрных странах и сельских районах индустриальных стран. Дух джаза чужд патриархальной культуре, этическим ценностям и эстетическим представлениям «естественного» человека. Не потому ли джаз до сих пор столь непопулярен (попросту неизвестен) на прародине его создателей – в Африке?

 

Не в меньшей степени музыкальная идеология традиционного джаза противостоит художественным ценностям любого высокого искусства. Один из самых значительных советских джазовых музыкантов Геннадий Гольштейн, лишь выйдя за пределы джазоой художественной системы, смог окинуть старый джаз объективным взглядом, лишь глотнув горного воздуха высокой музыки, смог отвергнуть главное в эстетике ретроджаза: телесную, плотскую, физиологическую основу его жизнечувствования. «Джаз в целом, - говорит Гольштейн, - был выразителем ущербной бездуховности. Джаз не касался духовной сферы, или, точнее, только слегка коснулся, но не впитал её в себя.  Всё в нём было легко и бессодержательно. Джаз занимался какими-то эгоистическими самопохлопываниями, чувтсвенными самопоглаживаниями». 

 

Но удивляет в ретроджазе вовсе не низменный гедонизм его содержательности (общий удел поп-искусства), а прогрессивная упоённость своим естеством, наивная вера в грандиозность своих свершений, самодовольная философия «истины в кармане».

 

Один из наиболее серьёзных исследователей джазовой музыки Гюнтер Шуллер, сам того не подозревая, отметил главное, фундаментальное идейно-методологическое отличие нового джаза от старого, указав на открытый, незавершённый, «поисковый» характер новоджазового музицирования. «Колтрейн, - говорит Шуллер, - иногда играл в течение сорока пяти минут, чтобы отыскать то, что Джойс называл эпифанией, - порывом, откровением. И иногда находил это, а иногда нет… Бывало, я говорил ему дружески: «Джон, это было прекрасно». – А он отвечал мне: «Я лишь искал и не нашёл этого сегодня».   

Продолжение следует...     
 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments