iridium

Le charme discret du vinyle

Lennie Tristano - New York Improvisations LP
Lennie Tristano - New York Improvisations (Electra/Musician, 1983) LP. У моего экземпляра пластинки на внутренней стороне конверта есть любопытный штамп: PROPERTY OF THE U.S. AIR FORCE BASE LIBRARY, FL5537 APO NEW YORK 09194. Как же теперь не поверить, что американская музыка использовалась в качестве секретного оружия для борьбы с "империей зла"? В отроческие годы среди моих друзей ходило немало баек о том, как в разных местах нашей большой и прекрасной страны с неба на парашютах время от времени сбрасывались ящики, набитые пластинками, джинсами и жевательной резинкой. А ещё о том, что если написать хорошее письмо ведущим музыкальных программ "Голоса Америки" или "Свободы" (их имена мы помнили наизусть), то в ответ придёт посылка с заказанными пластинкам и если совсем повезёт, то и с джинсами в придачу. И даже были люди, которые лично знали людей, которым присылали пластинки оттуда. На бывшей  собственности ВВС США, неисповедимыми путями попавшей в Москву - собрание из девяти пьес, записанных пианистом Ленни Тристано в 1955-1956 годах в своей студии на Манхэттене в компании с Питером Индом (контрабас) и Томом Вейберном (ударные). Вот как описывает это место Маркус М. Корнелиус в своей книжке о саксофонисте Уорне Марше: ...an old furniture showroom at 317 East 32nd Street, on the lower East side between 1st and 2nd Avenue. There was a garage below that did servicing, run by Italians, and nothing above, and ideal place for us but not somewhere you'd take your mother to make a good impression. Пьесы для пластинки выбирали из хранящихся в домашнем архиве Тристано магнитных лент его ученица пианистка Конни Крозерс (1941-2016) и дочь Кэрол. Продюсировал пластинку Брюс Лундвалл (который через год возьмётся за возрождение лейбла Blue Note) при поддержке музыкального партнёра Крозерс барабанщика Макса Роуча. На обложке - картина "Нью-йоркская ночь" (1929) знаменитой "матери американского модернизма" Джорджии О'Кифф. О самой музыке говорить ничего не надо, потому что это Тристано. И так всё ясно.
Clare Fischer
Clare Fischer - The State of His Art 1976
Clare Fischer - The State of His Art (Revelation, 1976) LP USA. Сольная фортепианная пластинка Клэра Фишера (1928-2012), записанная у него дома в мае 1973 года на швейцарский портативный катушечный магнитофон Stellavox SP7. Удивительной красоты игрушка, одна из примет того славного времени. В самом начале книги Уильяма Клакстона и Йоахима Берендта Jazz Life: A Journey For Jazz Accross America in 1960 (Taschen, 2005) можно увидеть фото Берендта, путешествующего по местам джазовой славы с похожей швейцарской игрушкой Nagra. Всё началось с того, что я услышал всего один трек - фишеровскую версию стандарта Some Day My Prince Will Come (1937) Фрэнка Черчилля и сразу же понял, что хочу услышать альбом целиком. Чуть раньше похожая история случилась с треком The Duke из альбома The Clare Fischer Big Band - Thesaurus (Atlantic, 1969). Услышав его, я сразу же начал разыскивать этот альбом, что оказалось несложно, потому что он переиздан на CD. Там настолько искусные аранжировки, что сразу становится ясно, почему многие известные поп-музыканты охотно приглашали Фишера к сотрудничеству. Среди них, к примеру, Принс, Майкл Джексон, Мадонна и Пол Маккартни. В многих источниках также указывается, что Фишер писал аранжировки и для Брэнфорда Марсалиса, но я, имея под рукой практически полную дискографию Марсалиса, так и не нашёл, в каком именно альбоме (или альбомах) это сотрудничество материализовалось. Большое влияние Фишер оказал на юного Херби Хэнкока: If you listen to Speak Like a Child, his influence is huge on that record. I wouldn’t be me without Clare Fischer. Что до самого Фишера, для него главным всегда был Дюк Эллингтон: Anything he plays is a work of art... I can't think of anybody I admire more than this man; nobody could even be compared with him, except Billy Strayhorn. Кстати, как и Thesaurus, пластинка The State of His Art тоже начинается с авторской пьесы-посвящения Эллингтону The Duke. В октябре 1975 года Клэр Фишер записал в Германии ещё одну сольную фортепианную пластинку Alone Together (MPS, 1977), которая тоже до сих пор не переиздана на CD. Примечательный факт: австралийский музыковед Кристофер Н. Фостер в 2011 году защитил диссертацию на тему первого трека с этой пластинки - фишеровской версии стандарта Джерома Керна Yesterdays (1933): Using Clare Fischer's solo piano approach in Yesterdays to reinterpret Jazz standard repertoire. В диссертации, в свою очередь, приводится мнение американского музыковеда, аранжировщика, музыканта и дирижёра Билла Доббинса Clare Fischer is the most important composer and arranger in jazz since Duke Ellington. His harmonic approach is remarkable… Many of the sounds which seem unusually fresh are simple the result of voicing an old familiar chord in a not so familiar way (Bill Dobbins - Clare Fischer: Alone Together / Just Me Solo Piano Improvisations (Rottenburg N., Germany: Advance Music, 1997)). Пластинка The State of His Art досталась мне от известного питерского музыканта и коллекционера Алексея Плюснина, а привёз её из Санкт-Петербурга и передал мне на концерте дуэта Sax Ruins (Тацуя Йошида / Риоко Оно) в ДОМе не менее известный московский музыкант и коллекционер Константин Гурьянов. На снимке: беседа с Кириллом Полонским, организатором московского концерта Sax Ruins, культурный центр ДОМ, 29 августа 2017 г. У меня в руках - та самая замечательная и долгожданная пластинка Клэра Фишера на Revelation.Кто автор фотографии - понятия не имею, её прислал мне сегодня утром уважаемый mkorneev. Поклон и спасибо всем.

Sax Ruins DOM 29 August 2017



Edited at 2017-09-03 01:44 pm (UTC)
Re: Clare Fischer
А что там на обложке написано про орган? Где именно была сделана эта запись? В церкви или концертном зале?
Re: Clare Fischer
Пока не знаю)) Не успел ни послушать, ни почитать выходные данные пластинки.
UPD вот что написано на обложке


Забавная опечатка - 75-е октября)))

Edited at 2018-01-15 08:41 am (UTC)
Re: Clare Fischer
О, значит, это домашний орган владельца и звукоинженера MPS. Солидно. А опечатки, я думаю, никакой нет: там просто указано, что запись была сделана в октябре 1975 года.

Edited at 2018-01-15 09:01 am (UTC)
Странная экономия на цифрах )))

Кстати, оба упомянутых альбома вышли только в 1977 году.

Edited at 2018-01-15 10:30 am (UTC)