reading

Le charme discret du vinyle

Arthur Blyth - Bush Baby - frontArthur Blyth - Bush Baby - back
Black Arthur Blythe - Bush Baby (Adelphi, 1978) LP USA. Возможно, самая лучшая пластинка Артура Блайта, хотя и не столь известная, как, к примеру, его более поздние записи на Columbia. Об одной из них ранее упоминалось здесь. И ещё Bush Baby, кажется - единственный альбом Блайта, на котором он значится как Black Arthur Blythe. Прозвище Black Arthur приклеилось к нему ещё в конце 60-х благодаря пианистке Линде Хилл, его соратнице по лос-анджелесской Ассоциации андерграундных музыкантов (UGMA, которая после 1968 года переименовалась в UGMAA - Underground Musicians and Artists Association или позднее Union of God's Musicians and Artists Ascension): we were drinking a little bit, and I was expressing my newfound understanding or newfound validation of black people's efforts. I said, "Yeah, that's really valid!" I was just talking and talking, and they were saying, "Okay, okay, we believe you". I just keep on... Then Linda Hill said, "Please, Black Arthur, will you shut up!". And it stuck. В 1973 году Блайт покинул оркестр Хораса Тэпскотта и вместе с друзьями из ансамбля Black Music Infinity перебрался из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где были записаны его первые самостоятельные выступления, впоследствии изданные на двух пластинках The Grip (India Navigation, 1977) и Metamorphosis (India Navigation, 1979). Среди упомянутых друзей-музыкантов, кстати, были такие известные ныне люди, как саксофонист Дэвид Мюррей, корнетист Лоуренс "Бутч" Моррис (1947-2013) и... барабанщик Стэнли Крауч. Да-да, непримиримый боец с авангардом и апологет традиционного джаза, писатель и критик Стэнли Крауч в молодости увлечённо играл фри-джаз. Bush Baby - первый студийный альбом Блайта - записан в декабре 1977 года в компании  с Бобом Стюартом (туба) и Ахмедом Абдуллой (конги). Минималистичный (хочется даже сказать - аскетичный) набор инструментов, что было характерно для нью-йоркского лофт-джаза того времени, позволил удивительному звучанию альт-саксофона Блайта раскрыться в полную силу в четырёх весьма убедительных авторских композициях Mamie Lee, For Fats, Off the Top и Bush Baby - густой и тягучей смеси древних африканских ритмов, нью-олеанской традиции и актуального авангарда.  Очень хорошо. Одна из главных среди немногих виниловых находок уходящего года.
Roscoe Mitchell - More Cutouts
Последняя виниловая пластинка уходящего года - драгоценный предпраздничный презент от уважаемого karaboujan'а. В 1980 году Роско Митчелл собрал Sound Ensemble в составе: Хью Рейгин (труба), Спенсер Бэйрфилд (гитара), Джарибу Шахид (контрабас) и Тани Таббал (ударные). Двое последних мне были раньше знакомы по дебютной пластинке Джеймса Картера JC on the Set (DIW, 1993), а Рейгин - по одному из недавних альбомов Митчелла на Wide Hive. Экспериментальный студийный альбом More Cutouts был записан в феврале 1981 года тремя участниками Sound Ensemble во Флоренции и издан малоизвестным итальянским лейблом CECMA Records. После первого прослушивания пластинке сразу же захотелось дать второе моцартовское название "Маленькая ночная музыка", настолько хорошо она подходит к долгой и студёной декабрьской темени. А к ней в свою очередь хорошо подходят коньяк (у меня как раз осталось полбутылки Camus VSOP Elegance) и кофе. Волшебно.