kcin_kcin (kcin_kcin) wrote,
kcin_kcin
kcin_kcin

A Nice Pair

Gil Evans & The Monday Night Orchestra Live at Sweet Basil (King Records, 1985) 2LP Japan; Gil Evans & The Monday Night Orchestra Live at Sweet Basil, Vol.2 (King Records, 1986) 2LP Japan. Дизайн обложек - Shigo Yamaguchi
Тем, кто неравнодушен к позднему Гилу Эвансу, мимо этих пластинок пройти просто невозможно (хотя сейчас придётся говорить только о первом томе, потому что том второй ещё только предстоит найти). Какая музыка, какие музыканты! Судите сами: вся первая сторона первой пластинки занята композицией Алана Шортера (эксцентричного родного брата не менее эксцентричного Уэйна Шортера) Parabola; далее следуют Voodoo Chile Джими Хендрикса и Orange Was the Color of Her Dress, Then Blue Silk Чарльза Мингуса. Вторая пластинка на чинается с пьесы Prince of Darkness Херби Хэнкока, продолжается композицией Blues in "C" Чарли Паркера, вновь возвращается к Мингусу с его бессмертной Godbye Pork Pie Hat и завершается хендриксовской Up From the Skies. Весной 1983 года владельцы недавно открывшегося нью-йоркского клуба Sweet Basil решили повторить эксперимент своих коллег из Village Vanguard второй половины 60-х, пригласивших оркестр Тэда Джонса и Мэла Льюиса играть в клубе по понедельникам (нестандартный ход, потому что понедельники в Нью-Йорке традиционно были выходным днём для театров и клубов). На сцену Sweet Basil, размеры которой были рассчитаны максимум на секстет, пригласили играть по понедельникам оркестр Гила Эванса из пятнадцати человек. Но каким-то образом все разместились, причём тромбонисты и тубист сидели перед сценой всего в нескольких дюймах перед первым рядом столиков, а (тогда ещё не слишком габаритному) гитаристу Хайрему Буллоку пришлось разместиться в узком проходе сбоку от сцены. Уже в самый первый понедельник в клубе был аншлаг, очередь желающих попасть в клуб растянулась на целый квартал. Последний сет обычно заканчивался в два часа пополуночи и тоже при большом скоплении публики, среди котрой можно было заметить, к примеру, Джерри Маллигена, Мика Джаггера, Майкла Кейна, Жако Пасториуса и Сесила Тэйлора.  Музыканты оркестра наслаждались безграничной свободой, предоставленной им Гилом Эвансом, который сам предпочитал держаться в тени. Когда один музыкант, впервые игравший с оркестром и немного сконфуженный царившей в нём, как ему показалось, анархией, спросил, когда же ему играть соло, Эванс ответил так: If you feel like playing, stand up and play. If you don't feel like playing, don't stand up and play. If you feel like playing a solo, just stand up. If somebody else is already standing up and playing a solo, and you feel like playing, stand up and play. If the band is playing the melody of the arrangement, and you feel like standing up and playing, stand up and play. Стефани Стайн Криз в своей книге: Out of the Cool - Gil Evans: His Life and Music (2003) посвятила этому непродолжительному (и, увы, заключительному) периоду в жизни Эванса целую главу. Тогда же, кстати, Гил Эванс познакомился с юной и никому ещё не известной Марией Шнайдер, которая стала его ассистентом и переписчиком нот. На упомянутые два двойных винила King Records вошли записи, сделанные в августе и декабре 1984 года. Японцы потом выпустили ещё третий (Farewell) и четвёртый (Bud and Bird) тома записей из клуба Sweet Basil и даже напечатали первый тираж 1500 экземпляров, но Эванс был категорически против этого издания, потому что оно было смикшировано неправильно, и запретил продавать в клубе присланные из Японии пластинки. Остаётся только добавить, что отношу себя к тем, кто весьма неравнодушен к позднему Гилу Эвансу, и это нисколько не мешает получать немалое удовольствие от его ранних записей включая, конечно же и в первую очередь, всё то, что сделано совместно с Майлзом Дэвисом. Аминь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments