reading

Александр Иличевский "Перс" (2010). Иллюстрации

(1)

«Из двух слуховых оконцев кто-то высовывался. Я подался дальше. Мы лежали, натянув на ладони рукава, прядали животами, грудью от раскалённой крыши, скрывавшей одну из явных тайн детства. Неизвестный скульптор развил идею украшения карнизов химерами, столь популярную в Баку времён модерна, временно Нобеля и Тагиева, времён брачного союза ада и рая, и поместил в два слуховых оконца скульптурную группу: мальчика и девочку, сидящих на перилах галерейки и кошку, выглядывавшую поверх передних лап вниз. Покрытые патиной, они были живее настоящих. Много раз в своей жизни я торчал перед этим домом и разглядывал фигурки, отводил взгляд и снова вскидывал голову, чтобы поймать момент, когда они моргнут, шевельнутся, когда оживут; то и дело мне казалось, что я заметил небольшое отклонение в позах, что кошка чуть убрала мордочку».

Баку, февраль 2007

(2)
«После работы обежать книжных барыг, сморщиться от Пикуля и Дрюона, безнадёжно поспрашивать «Мифологический словарь» и что-либо из призрачного «Ардиса», шарахнуться от самиздата – сборник Галича с копирки, Высоцкий с аккордами; обежать книжные магазины, начиная с Крепости, затем к Торговой, попутно забежав «Грампластинки» в доме с химерами у башни, повздыхать перед немецкой (AMIGA) коллекцией джаза (Cannonball и Coltrane – на решке и орле, от последнего эрекция, от первого нет,  россыпь Ньюпортского фестиваля, и Беше, и Билли, и Элла), прикупить ещё одно издание великого Вагифа Мустафа-заде, наконец влететь в букинистический магазин и остолбенеть перед полками…»
Пластинки из домашней коллекции:-)
У меня до сих пор сохранилось несколько виниловых пластинок из этой немецкой (тогда ещё ГДР) серии
Баку, февраль 2007 года

  • Current Music: Manuel Mengis Gruppe 6 - Into The Barn (Hat Hut, 2005)
В точку. Но слуховое окно где, в Баку или в Москве?
В Баку, конечно. Эти фотографии сделаны в феврале 2007 года, когда мой сын с компанией других биологов биофака МГУ ездил в Гызылагачский заповедник по приглашению биологов Бакинского университета. Вот тут, кстати, есть интересное упоминание о тех заповедных местах: http://umovert.livejournal.com/2007/03/10/
Точное описание жизни бакинцев... я точно так же обходил книжные и букинисты - два раза в неделю. Точно так же скупил всю Амиговскую серию (причём для меня в то время это были большие деньги - треть зарплаты!)...
Магазин грампластинок в Крепости, у Девичьей Башни... его директор сейчас в Филадельфии, где-то работает - а один-два раза в неделю играет в блюзовой группе. Причём его дочь скидывала мне фото - копия John Tropea (который осел в Японии).
А квартира Вагифа - у знаменитой в то время шашлычной Мамедали (так её все и знали по имени хозяина). И те улочки Крепости - в фильме Эльдара Кулиева "В этом южном городе" - один из лучших азербайджанских фильмов, в котором явный аромат (но именно аромат - и никак не более!) итальянского неореализма. Да и сам Эльдар Кулиев - сын композитора и одного из основоположников азербайджанского джаза Тофика Кулиева, который вместе с маэстро Ниязи в 1939 году создал первый азербайджанский джаз-оркестр. Да и один из альбомов Вагифа - на музыку Тофика Кулиева...
Спасибо за пост... давно я так много не писал!
Спасибо, Ровшан, за это чудесное дополнение. Я так завидовал своему сыну, когда он два года назад ездил в Гызылагач и Баку. Непременно надо увидеть этот город.
У меня тоже есть амиговские пластинки. В частности, та, что слева на фото - Эддерли и Колтрейн.

В Баку не был ни разу.
Роман, а вот чуть выше в комментах пишут о грядущем осенью бакинском джазовом фестивале. Это ли не шанс побывать (и поиграть) в "восточном Париже"?
Наверное, все это мелочи и пустяки, но неприятно цепляет слово "эрекция". Видимо, у автора, как это говорится в широких народных массах, не стоИт на Эддерли, а стоИт на Колтрейна, что означает: Эддерли не нравится, а Колтрейн нравится. Так, да? Смешно. :)
меня лично ещё "цепануло" то, что фамилию Вагифа просклоняли... на самом деле надо было так и оставить - "ещё одно издание великого Вагифа Мустафа-заде", а не "Мустафы-заде".
У меня есть два AMIGAовских Армстронга (два разных, естественно). Могу подарить, если уж продукция этой фирмы грамзаписи вызывает у Вас такой душевный трепет.
Да нет, спасибо, я не собираю её целиком, сам раздал половину оттуда. Просто остались некоторые экземпляры, с которыми связаны особо трепетные воспоминания о том времени. А тут вдруг так совпало...
А ведь я говорил Иличевскому, что там не так чтобы на одной стороне Эддерди, на другой - Колтрейн, а вовсе даже все вперемешку. Не внял.
Мне поначалу тоже показалось, что фраза не совсем точная, но потом, вчитавшись, я не нашёл в ней никакого изъяна: Эддерли и Колтрейн на решке и орле, то есть, на обеих сторонах пластинки. Четыре композиции их шести играет квинтет Колтрейн-Эддерли- Келли-Чэмберс-Кобб, и только на первой (на орле)- Stars Fell On Alabama в исполнении квартета Колтрейна, а на второй (на решке)- Weaver Of Dreams в исполнении квартета Эддерли.
Николай,спасибо! - все точно)
Я мечтаю вернуться в Гызылагач, - наверное правильней Кизил - но я решил следовать принятому написанию на той карте, что была у меня, не уверен, что это - последняя инстанция.
Никто, кстати, из моих знакомых бакинцев не знает происхождения этих скульптур. Если узнаете вдруг - дайте пожалуйста знать.
Что касается названия, сын ссылается на одну из книг семнадцатого века (а русском переводе начала двадцатого) http://umovert.livejournal.com/2007/03/10/ и более поздние бакинские издания 1979 года, посвящённые 50-летию Кызыл-Агачского государственного заповедника им. С.М. Кирова. Ещё раз спасибо за книгу. Когда вдруг понимаешь, что какие-то описываемые автором вещи были когда-то частью и твоей сосбвенной жизни, собственных воспоминаний и переживаний, возникает особенный резонанс.
Так и мне тоже нравится, особенно Джулиановский альбом Something Else с участием Майлза:-)