reading

Любимый пианист Дэйва Брубека

Где-то в самом начале 60-х  Джин Лис (он тогда был редактором журнала DownBeat) спросил Дэйва Брубека, кто является его любимым пианистом. Брубек ответил обстоятельно и неожиданно: 


“I like counter-rhythm, and I always try for it in my solos. I don’t always bring it off, but when I do, it gets very exciting. That’s what I look for, and since I’m the only pianist trying for what I want to hear, I’d have to say that I’m my favorite pianist”.

 

А кто ваш любимый пианист и почему?


  • Current Music: Mal Waldron - Mingus Lives (ENJA, 1979) LP
Удивительно то, что в среде джазовых пианистов Брубек приобрёл репутацию человека, плохо владеющего свингом. Для меня, впрочем, это обстоятельство совершенно неважно - Брубек гораздо более музыкален, чем Питерсон или Гарнер; вероятно, сказывается недюжинная академическая подготовка.

Что же до ответа на вопрос... Как пианист могу сказать - я стремлюсь к тому, чтобы стать своим любимым пианистом. Себя я слушаю гораздо чаще, чем других пианистов (во время концерта, конечно, поскольку записи свои я не слушаю вовсе), потому,очевидно, и чаще замечаю недостатки своей игры. Назвать же кого-либо из пианистов своим любимым я тоже не могу; похоже, у меня вообще нет любимых исполнителей. Могу, наверное, назвать имён двадцать музыкантов, повлиявших на мою музыку, но кого-то из них выделить не представляется возможным.
Я вот впал в совершеннейший ступор, пытаясь определиться, кого же мне всё-таки считать любимым пианистом. То одно имя всплывёт, то другое... Из этого разбухающего на глазах списка назову, пожалуй, одного Сонни Кларка (всё равно больше никто о нём не вспомнит). Потому что слушаю его часто, и потому что его недолгая жизнь была настолько типичной для джаза, что если начать задумываться об этом, становится не по себе - слишком уж высокая цена заплачена за музыку, которую мы продолжаем слушать.
C 14 и примерно до 20 лет моим любимым джазовым пианистом был Эррол Гарнер. Просто я не имел возможности услышать других, и фанател от его пластинки Концерт у моря. Потом Мелодия выпустила альбом "Каунт Бейси и семеро из Канзас-сити". Меня поразила мягкость звука ансамбля. Я заслушал пластинку практически "до дыр". Потом наступил период увлечения Оскаром Питерсоном. И опять это произошло благодаря репертуарной политики фирмы Мелодия, и нашей торговой сети (я имею в виду амиговский диск Питерсон и Кларк Терри).В моём окружении не было людей увлекающихся джазом. а спекулянты специализировались на зарубежных поп и рок исполнителей (да и я из-за ограниченности средств покупал модные релизы), и потому с джазом я знакомился только через легальную торговую сеть. Первый фирменный джазовый диск, я увидел, наверно, лет в 27 на старой Горбушке, ну а купил такую пластинку после 30-ти. Довольно поздно я услышал пластинки Дейва Брубека, именно пластинки, а не отдельные треки. И меня "пробило" - я начал методично собирать альбомы этого пианиста. Что меня привлекает в нём? Наверно, именно та академичность, о которой упомянул ramesh_satori, сочетание джаза и европейских классических форм. Билла Эванса я услышал впервые на болгарском сборнике Знаменити Джаз Пианисти, потом была уже мелодиевская пластинка. Эванс непревзойдённый лирик. Ещё хочу упомянуть Джона Льюиса из MJQ - его я тоже услышал благодаря Мелодии, которая для Клуба филофонистов напечатала "Европейский концерт" квартета. Меня поразила лаконичность Льюиса.
У меня есть 22 альбома Брубека, записанные в MP3. За редким исключением, каждый альбом - со своим лицом, ни один не повторяет другой. Для джаза это большая редкость.

Брубек, кстати, учился у Дариуса Мийо и взял пару уроков по композиции у Арнольда Шёнберга. Учась в консерватории, я играл вместе со своим сокурсником фортепианный дуэт Брубека They All Sang Yankee Doodle.
Такой прекрасный утренний опрос! Вытащила 5 своих самых любимых пластинок и не могу никак определиться. Кто он, самый любимый? Наверное, все-таки Mal. Почему? За его The seagulls of Kristiansund. Для меня это одна из "главных" джазовых композиций. За то, что он мог быть таким, как в дуэте с Marion Brown в The songs of love and regret и таким, как, скажем, в Moods. В принципе, за все его творчество, за чувственность и ум, за лиризм и содержание.
Потом, несомненно, Paul Bley. Где-то очень рядом. Почти весь. Ранний и совсем недавний. Как трудно написать, почему. За звук, опять же, за то, что внутри музыки, за ход мысли, за тон, за то, что его музыка дает мне.
Horace Tapscott и Dave Burrell. У первого - The Dark Tree, у второго - Windward Passages. Альбомы, продолжающие на меня влиять в не зависимости от общего количества прослушиваний.
Пол Блей - один из моих любимых музыкантов. В своё время сильно повлиял на меня своими Open, To Love и Axis.
Ой, ой, а можно добавить:)? Как же я забыла о Brad Mehldau, Gonzalo Rubalcaba и Jason Moran. Это музыканты, чьи новые пластинки покупаю, не распечатывая.
Сольный концерт Мендау в Москве несколько лет тому назад я еле высидел. Зал и так был полу пустым, но к концу выступления пианиста, он ещё уполовинился.
Как-то Вы единодушно по поводу скуки у Брэда:). Пойду-ка послушаю в н-ый раз:).
А мне и сказать нечего: у меня ни одного альбома Мэлдау нет. Пробовал послушать его Largo, но как-то не очень понравилось, а возвращаться потом уже не стал. Хотя допускаю, что многое упустил.
Steve Kuhn!
Пожалуй лучше других ложиться на мою неокрепшую душу :)
О да, один из списка моих любимых музыкантов тоже. Правда, мало его слышал. Альбом, который запомнился - Motility (1977).
Сначала был Keith Jarrett. Потрясающий импровизатор и мелодист...
Сейчас наверное его место занял Alexander von Schlippenbach. Почему, затрудняюсь сказать...
Из классиков конечно же Monk, Bobby Timons, McCoy Tyner, Don Pullen.
Из современных пожалуй Achim Kaufmann, Georg Gräwe, Agustí Fernández
Paul Bley и Steve Kuhn. Согласен. Но для меня интересен только их ECM период.
Одного не получается выбрать. И даже двух.
Мэлдау, Джамал, Блей, Джарретт, Брубек...
Недавно по какому то каналу смотрел интервью с Элтоном Джоном. Любопытно что он ответил примерно тоже самое.