Кто не помнит знаменитого диалога Винсента Веги и Джулса Уиннфилда (из Pulp Fiction Тарантино) о Европе вообще и французах в частности?
ДЖУЛС: А БигМак они как называют?
ВИНСЕНТ. БигМак так и есть - БигМак, но они говорят Ле БигМак.
Уж не оттуда ли растут ноги у названия московского фестиваля французского джаза Le Jazz, который в нынешнем году уже отметил своё пятилетие? На заключительном фестивальном концерте в КЗ «Мир» в первом отделении выступил дуэт Жаки Террассона и Мишеля Порталя. Сначала Террассон сыграл продолжительное соло – вариации на тему «Каравана» Тизола/Эллингтона, что местами очень даже напоминало знаменитое свиридовское «Время, вперёд!» в музыкальной заставке к той самой обязательной к просмотру в армии оптимистической информационной программе. Давно, очень давно хотелось услышать Террассона живьём, ещё с времён его самых первых сольных дисков на Blue Note и великолепного дуэта с Кассандрой Уилсон 1997 года. Годом раньше, в 1996-м, у Терассона был ещё один великолепный дуэт с Джимми Скоттом на пластинке Jimmy Scott – Heaven (WB/WEA, 1996). Тогда же, в конце 90-х Патрисия Барбер была настолько вдохновлена игрой пианиста, что посвятила ему композицию Like JT (inspired by Jacky Terrasson), которую можно услышать на концертном диске Patricia Barber - Companion (Blue Note/Premonition, 1999). Замечательный и непредсказуемый Мишель Порталь на концерте играл преимущественно на бас-кларнете, пару пьес – на сопрано-саксофоне и одну – на бандонеоне (принесённый на сцену в самом начале кларнет так и пролежал без дела). То, что получилось у Порталя с Террассоном, лично мне было очень любопытно. В конфликте двух разных манер не сразу и не всегда гладко, но рождалось новое звучание, которое, например, так подошло двум старым пьесам Террассона:
Спасибо, Le Jazz!
P.S. После концерта было объявлено, что в июне на фестивале "Усадьба Джаз" всё-таки будет играть концерт Брэнфорда Марсалиса. Надеюсь, что мне как автору идеи полагается билет со скидкой:-)